В  Республике Саха (Якутия)  2015-2016 учебный   год  озаменован как Год дошкольного образования .  Детский сад №12 "Солнышко" включен в перечень пилотных дошкольных образовательных учреждений, реализующих проект "Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в дошкольных образовательных организациях". 

 Руководитель и лидер проекта Олег Волков, профессор, зам. директора Чебоксарского политехнического института(филиала) Универститета машиностроения(МАМИ), академик Российской академии  проблем качества. www.род21.РФ; www.volchki.ru; e-mail:volgamgou@mail.ru.

Концептуальная основа проекта: Каждый ребенок в чем-то талантлив. Цель проекта: Формирование собственного качества жизни чесловека за счет личностного развития своих сильных позитивных задатков, начиная с раннего дошкольного возраста, с активным участием родителей и лучших творческих педагогов.

 

 Координатором внедрения проекта назначена методист МБДОУ "Березка" г. Олёкминска Будожапова И.И.

Олег Гаврилович ВолковНаш проект называется «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в дошкольном образовательном учреждении и школе». В настоящее время он уже выходит за границы республиканского эксперимента, так как с сентября 2013 г. решением экспертного совета Агентства стратегических инициатив проект был признан лидерским, одобрен и были определены мероприятия по его поддержке. Миссия проекта звучит просто и понятно: «Мы хотим помочь родителям быть счастливыми, потому что их дети здоровые и талантливые». Инновационная образовательная технология опирается не на сложные педагогические методики, освоенные лишь отдельными педагогами (и то после специального обучения и аттестации), а на доступные для каждого воспитателя (учителя) и родителя, не имеющего не только педагогического, но и даже профессионального образования. Основной принцип качественного менеджмента — «Ориентация на потребителя» — является краеугольным в нашей образовательной технологии. Он реализуется в максимальной степени, потому что все участники придерживаются главной парадигмы нашего проекта: «Каждый интеллектуально здоровый ребенок потенциально одарен и может стать Леонардо или Микеланджело в своем деле». Поиск задатков и развитие одаренных детей — архиважный вопрос и для родителей, и для педагогов. Настоящий педагог видит уникальные задатки каждого ребенка, но, к сожалению, почти никто из педагогов специально не фиксирует их. А не записал — значит забыл. Решить этот вопрос мы предлагаем с помощью использования авторской карты диагностики и развития ребенка. Наша карта — это необходимый инструмент управления в процессе повседневного внимательного наблюдения педагога и родителя для достижения эффективных результатов в процессе раннего индивидуального развития ребенка. Ведь и индивидуальная медицинская карта не является для врача специальной методикой или технологией лечения пациента, а важным помощником в этом. Еще один инновационный инструмент, наше «ноу-хау», — база данных выдающихся педагогов, чьи ученики завоевали призовые места на всероссийских и международных конкурсах, чем доказали эффективность применяемой методики развития творческих способностей.

Олег Гаврилович Волков отзыв о результатах проекта: Десятки и даже сотни заведующих дошкольными образовательными учреждениями и директоров школ, с которыми я встречался во время визитов в каждый малый город и сельский районный центр Чувашии, быстро понимали и осознанно принимали цели и задачи нашего проекта. Поэтому всего за полгода число участников проекта (на основании приказов начальников отделов образования муниципалитетов) выросло с 12 образовательных учреждений до 220! Сегодня в проекте с разной степенью участия задействован каждый пятый детский садик и каждая пятая школа. Такая вот статистика. Конечно, самым главным результатом являются показатели детей и мнение родителей о неожиданной успешности их детишек. На различных встречах, организованных как в рамках мониторинга промежуточных результатов проекта, так и в ходе специальных встреч с журналистами печатных, ТВ и радиоизданий, приятно слышать от родителей детей, участвующих в проекте, слова одобрения в адрес воспитателей, которые знают о задатках ребенка больше, чем сами родители. Родители честно признаются, что никогда не верили, что у них, простых людей, без всяких талантов и особых способностей, действительно такие одаренные детишки. Умные и творческие педагоги показывают родителям независимую оценку достижений детей через их победы и призовые места на конкурсах, фестивалях и в состязаниях различного уровня: от муниципального до международного. Они также дают направление на специальное индивидуальное обучение детей у лучших преподавателей в учреждениях дополнительного образования.

План реализации проекта «Создание системы по раннему выявлению задатков и способностей у детей»

на 2017-2018 учебный год

мероприятия

дата

ответственные

1

Утверждение плана на год

Реализации проекта, распределение

Ролей и обязанностей участников

сентябрь

Копылова Т.И. заведующая

2

Круглый стол педагогов ДОУ

по проекту  «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ»

октябрь

Копылова Т.И. заведующая

3

Поиск спонсора для тиражирования карты диагностики и развития

способностей ребенка

сентябрь

Администрация МБДОУ

4

Размещение на сайте ДОУ  информации о проекте «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ»

В течении года

 

Христофорова С.Е.

5

Работа над банком данных одаренных детей по 10 направлениям.

В теч.года

Хлебникова С.Е

Яныгина С.Ю.

6

Освоение педагогами ДОУ,

участвующих в проекте

образовательной технологии О.Г

Волкова, мониторинга диагностики

развития способности и задатков

(наблюд-е, игры, задания, тесты и др.).

В теч.года

Педагоги

7

Подписание бланка согласия

родителей на участие и

предоставление для использования

по проекту данных детей

В начале уч.года

Педагоги

8

Общее родительское собрание

Консультация «Ваш ребенок в чем-то самый талантливый»

октябрь

Заведующая,

педагоги

9

Работа в инновационной группе:

Правильное, своевременное

заполнение инд. карты ребенка по

итогам каждого этапа мониторинга

В теч.года

Педагоги

 Хлебникова С,Е.

Яныгина С.Ю.

10

Консультации для педагогов,

принимающих участие в проекте

По плану

Копылова Т.И.-заведующая

11

Консультации для  родителей(устно и через сайт)

В теч.года по плану

педагоги

12

Контрольные срезы

1 раз в полугод

Заведующая, педагоги

13

Размещение на сайте ДОУ

информации о ходе проекта

В теч.года

Христофорова С.Е.-деловод

14

Обобщение опыта работы по

проекту на курсах ПК

апрель

Хлебникова С.Е.,

Яныгина С.Ю.

15

Анализ результатов исследований по лучшим достижениям по спец.форме

2 раза в год

Хлебникова С.Е.

Яныгина С.Ю

16

Отчет о продел. работе за 2017-2018 гг

Май

Педагоги иннов. групп

 

 

 

Download
отчёт пилотный проект 2017.pdf
Adobe Acrobat Document 867.4 KB
Download
отчёт про проекту.pdf
Adobe Acrobat Document 155.8 KB

Консультации для родителей

Тема: «Одаренность вашего ребенка».

 

Многие папы и мамы считают своего ребенка одаренным, но большинство детей — гении только в глазах своих родителей. Тем не менее, к некоторым малышам действительно применимо слово "одаренный". Есть несколько указаний на одаренность вашего ребенка.

 

Десять признаков одарённости вашего ребенка:

 

1. Хранит информацию. К большинству детей применима пословица "Что в одно ухо влетело, из другого вылетело". Дети, которые более развиты умственно, сохраняют большое количество разнообразной информации и способны вспомнить ее позже. Пример: шестилетний мальчик вернулся из музея космонавтики и нарисовал в деталях космическую ракету, которую он там видел.

2. Обширный круг интересов. Одаренные дети демонстрируют интерес к разным вещам. Один месяц они могут сходить с ума от динозавров, а на следующий месяц увлечься астрономией.

3. Рано начинает читать и писать. Если ваш ребенок одарен, он может начать читать и писать очень рано даже с минимумом обучения.

4. Музыкально или художественно одарен. Дети, которые проявляют необычные способности к музыке и/или искусству, часто считаются одаренными. Так, например, дети, которые могут рисовать предметы в перспективе или имеют абсолютный музыкальный слух, попадают в категорию одаренных.

5. У ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения. Детям обычно несвойственны периоды длительного внимания, но одаренные дети способны на более длинные периоды сосредоточения внимания, чем не одаренные.

6. Имеет хорошую память. Некоторые одаренные дети способны помнить вещи, которые случились с ними в более раннем возрасте. Например, двухлетний малыш может вспомнить (без напоминания со стороны взрослых) эпизод, который случился с ним, когда ему было 1,5 года.

7. Имеет "продвинутый" словарный запас. Если ребенок рано заговорил, это не обязательно говорит о его одаренности, но если ваш малыш использует "продвинутые" словарь и предложения, то он действительно может быть таким умным, как вы думаете. Например, обычно двухлетние дети говорят такими фразами "Там собачка". Одаренный ребенок может сказать: "В саду коричневая собачка. Она нюхает наши цветы".

8. Уделяет внимание деталям. У одаренного ребенка есть пристрастие к деталям. Ребенок постарше может желать знать, как устроены вещи, как они работают. А ребенок помладше может положить игрушки туда, откуда он их взял, или заметить, если какую-то вещь передвинули с ее привычного места.

9. Действует как собственный критик. Обычно дети не очень озабочены тем, что делают они сами или другие дети, если только у их друзей нет игрушки, в которую они бы поиграли. Одаренные же дети уделяют внимание тому, что делают другие, но более всего они критично относятся к себе. Например, ребенок, который выиграл соревнование по плаванию, может сказать: "Жаль, что я не улучшил свой собственный рекорд".

10. Понимает сложные понятия. Дети, которые высоко развиты интеллектуально, способны воспринимать сложные понятия и отношения и думать абстрактно. Они способны понимать глубинные проблемы и думать об их решениях.

 

 

 

hello_html_78203143.png

 

В сфере психосоциального развития одарённым детям свойственны следующие черты:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано, в силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

  • Хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразительности, игру слов, «подковырки», часто видят там, где сверстники его не обнаруживают.

  • Попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубкам».

  • Преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

  • Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.

 

Рекомендации родителям по работе с одаренными детьми

 

Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, базирующуюся на сознании самоценности.

  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.

  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и душевному мужеству.

  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

  •  Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, национальностей и образовательных уровней.

 

Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:

  • Они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане.

  • Они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка. Если ребенок задает вопрос, связанный с сексом, родители дают ответ, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом.

  • Они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу; даже если сами могут сделать все быстрее и лучше.

  • Они практически не оказывают давления на ребенка в его школьных делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.

 

Рекомендации родителям

 

  • Дайте ребенку время для размышления и рефлексии.

  • Старайтесь регулярно общаться со специалистами по одаренности и родителями одаренных детей, чтобы быть в курсе современной информации.

  • Старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей

  • Избегайте сравнивать детей друг с другом.

  • Дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках.

  • Поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени.

  • Поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушкиигры и модели из любых имеющихся материалов.

  • Способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы.

  • Дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях.

  • Не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем.

  • Будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости.

  • Находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.

 

Уважаемые родители! Для успеха и благополучия ребенка необходимы Ваша любовь и поддержка.

Тема: «Одаренные дети в дошкольном возрасте»

Дошкольное детство является самым важным, благоприятным периодом времени для развития одаренности, однако возможностей распознать среди обычных детей одаренного ребенка очень мало. Поэтому я и хочу посвятить Вас этой теме.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают.

В чем же причина этой проблемы? Это:

1. Мало изученная тема в отечественной психологии и педагогике;

2. Отсутствие у родителей необходимых знаний о диагностике и развитии одаренности на этапе дошкольного детства.

Давайте разберемся!

Сначала о понятии «одаренность», и что же это такое?

В отечественной психологии одаренность традиционно понималась как высокий уровень развития способностей, поэтому проблема одаренности не исследовалась, а изучалось формирование способностей личности (П. Гальперин, Э. Голубева, Н. Лейтес, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.) .

Выделяются два основных универсальных фактора одаренности: это умственная активность и саморегуляция. Процесс становления одаренности зависит от степени соответствия этих двух факторов. Существует несколько подходов к выявлению и развитию одаренности, в рамках которых предлагаются различные модели одаренности. В большинстве концепций выделяются: когнитивные, творческие, личностные и т. д. Одаренные дети имеют высокий потенциал, где общей характеристикой является познавательная потребность. Мотивация ребенка происходит в форме поисковой, исследовательской активности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления, приводит к открытию мира, порождению образов, становлению сенсорных эталонов, составляет первичные знания ребенка о мире.

В зарубежной психологии исследования одаренности велись систематически. Проблема рассматривалась и теоретически, и практически. В сорока шести странах мира были созданы центры по изучению одаренных детей. В США, Канаде, Германии и других странах существуют международные организации, координирующие исследования по этой проблеме. Разрабатывались программы помощи одаренным детям и их родителям, специальные программы для обучения и развития детей с высоким интеллектом.

Во многих странах существует специальная психологическая тестирующая служба по выявлению одаренных и талантливых детей в обычных детских садах и школах. В США существует банк данных об одаренных детях, которые считаются национальным состоянием. Государство выделяет значительные средства на научно-исследовательские проекты, на диагностику одаренности.

В Отечественной психологии и педагогике проблеме развития одаренности дошкольников не уделялось достаточного внимания, почему? Об этом история умалчивает, сейчас положение меняется. Разрабатывается, теоретическая концепция творческой одаренности, апробируются оригинальные методики для диагностики творческой одаренности, появились программы по развитию одаренности в дошкольном возрасте. Некоторые сады и центры выбирают развитие одаренности как основное направление.

Отсутствие у родителей необходимых знаний о диагностике и развитии одаренности тоже было на фоне недостатка информации, но теперь родители полностью получают все необходимое от воспитателей, учителей, специальных заведениях с направлением одаренности. Проводятся консультации, беседы, собрания на тему одаренности и развития детей по специальным программам, где отмечаются преимущества по всем параметрам: интеллект, творчество, учебные успехи, социальные успехи, обобщение, нравственные и этические эталоны и т. д.

В настоящее время выявляются: потенциальные возможности детей, когнитивные возможности, креативность, личностные особенности, отношение к ребенку родителей, сверстников, воспитателей, наличие или отсутствие в семье богатой культурно-информационной среды (игрушки, материалы для творчества, учебные и игровые материалы) и поэтому проблемы одаренности уже нет. Постоянно ведется работа по дополнению, уточнению, более детальному анализу полученных результатов.